34

ОЖД

Октябрьская железная дорога (ОЖД, ОктЖД), ранее известная как Николаевская железная дорога до 1923 года, является одним из 16 территориальных филиалов компании ОАО «Российские железные дороги». Она специализируется на эксплуатации железнодорожной инфраструктуры в северо-западных регионах России, за исключением Калининградской области, включая линию, соединяющую Санкт-Петербург и Москву. Управление осуществляется из Санкт-Петербурга, откуда также измеряются все расстояния внутри сети (в отличие от остальных территорий РЖД, где отсчет ведется от Москвы). К инфраструктуре дороги относится участок до Ленинградского вокзала в Москве, включая участки, проходящие через территорию Москвы и Московской области. Участок Октябрьской железной дороги между Санкт-Петербургом и Павловском внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 540-034с.

Изначально названная Николаевской железной дорогой, 27 февраля 1923 года по приказу № 1313 наркома путей сообщения Ф. Э. Дзержинского она была переименована в Октябрьскую в честь Октябрьской революции.

История началась 30 октября 1837 года с запуска Царскосельской железной дороги, протяженностью 27,5 км от Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге до Павловска. Ширина колеи составляла 1829 мм. Весной 1838 года на всем протяжении дороги была введена паровозная тяга вместо конной, средняя скорость составляла 32,8 км/ч, время в пути — 42 минуты. Проектом и строительством руководил чешский инженер Ф. А. Герстнер.